Несколько советов «бывалого» для новичков: как лучше сдать экзамен, применяя микронаушники
15 июня, 2023Выпускная квалификационная работа
15 июня, 2023Структура дипломной работы и дипломного проекта.
Выполнение дипломных работ и проектов различается некоторыми особенностями.
Дипломная работа – это теоретическое и (или) экспериментальное исследование на заданную тему, требующее соответствующего научного обоснования выдвигаемых положений. Поэтому качество выполняемой работы во многом зависит от правильно выбранной методики исследований.
В большинстве случаев при выполнении дипломных работ для анализа, обобщения и установления закономерностей рассматриваемых явлений используется аппарат математических методов исследования и моделирования. Качество работы в значительной степени зависит также от стиля изложения. Перед студентами стоит задача изложить мысли, факты, доказательства и сделать выводы так, чтобы они были ясны для читателя.
Дипломная работа оформляется в виде текстуальной части с применением графиков, схем, таблиц, чертежей, карт и имеет следующую структуру:
- вводная часть;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Вводная часть объединяет титульный лист, задание на дипломную работу, содержание, перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц, терминов и введение. Во введении обычно дается обоснование актуальности разрабатываемой темы, формулируются общие задачи выполняемой работы, приводится общая характеристика используемых источников. Введение занимает, как правило, 3–5 страниц текста.
Основная часть (50–70 страниц) делится на главы, пункты и подпункты, нумерация которых в пределах каждого раздела ведется по нарастающей.
Основной материал следует расположить в порядке логической последовательности таким образом, чтобы последующий материал базировался на предыдущем. Каждая глава должна заканчиваться конкретными выводами. Первая глава обычно посвящается анализу состояния исследуемой проблемы, последующие собственно исследованию.
В первой главе (15–20 страниц) раскрывается актуальность избранной темы дипломной работы (проекта), состояние разрабатываемого вопроса; излагаются требования руководящих документов по теме работы; обосновывается проблема с учетом передового опыта, достижений науки, литературных источников; анализируются наиболее существенные недостатки в рассматриваемой предметной области, указываются рациональные пути устранения этих недостатков.
Во второй главе (20–30 страниц) излагаются материалы основных теоретических и экспериментальных исследований. Целесообразно закончить раздел рассмотрением всего комплекса возможных путей совершенствования по исследованной теме, мероприятий с указанием тех из них, которые выбраны для углубленной разработки в следующей главе.
При наличии третьей главы (20–25 страниц) в ней обычно излагаются результаты проведенных исследований, проработки, результаты выработки практических рекомендаций для войск; при необходимости дается описание предложений; приводятся необходимые расчеты. При экспериментальном характере работы описываются результаты обработки экспериментальных данных и анализируются полученные результаты. Раздел завершается изложением конкретных практических рекомендаций, технико-экономической или технической оценкой их эффективности.
Заключение (2–3 страницы) формируется в виде коротких абзацев, раскрывающих результаты проделанной работы, сжато излагаются основные результаты выполненной работы. Указывается целесообразность их применения, направления дальнейшего совершенствования.
Дипломный проект существенно отличается от дипломной работы, так как задача дипломника в этом случае состоит в проектировании определенного объекта. Поэтому основная часть дипломного проекта представляется в виде конкретных разработок, а теоретическая и расчетная часть – в виде пояснительной записки.
При проектировании первым шагом работы является сбор и сравнительная оценка существующих проектов. На данном этапе очень важно умение студента провести исследование и анализ ранее выполненных проектов на аналогичные темы.
Следующим этапом работы является разработка требований. Здесь особое внимание должно быть уделено вопросам применения объекта проектирования, учета особенностей его применения.
Типовая структура дипломного проекта включает:
- пояснительную записку;
- графический материал.
Пояснительная записка обычно состоит из следующих разделов:
- вводная часть;
- аналитическая часть;
- проектная часть;
- список использованных источников;
- заключение.
Вводная часть пояснительной записки формируется аналогично вводной части дипломной работы. Введение также занимает 3–5 страниц текста.
В аналитической части приводится характеристика изучаемого блока или соответствующей конструкции, выявляются наиболее характерные недостатки, определяются пути решения поставленных задач. При анализе действующего блока (конструкции) необходимо оценить соответствие его современным требованиям и прогрессивность возможных нововведений, которые предполагается исследовать при проектировании образца, подобного действующему.
Главное и основное требование, предъявляемое к аналитической части пояснительной записки, состоит в том, что выводы ее должны базироваться на результатах анализа и подтверждаться испытаниями, наблюдениями, анализом. Объем аналитической части проекта составляет до 30 страниц.
Проектная часть пояснительной записки посвящается обоснованию и характеристике предложений дипломника. В зависимости от темы структура проектной части может отличаться от типовой, но обязательно в ней должно быть обоснование целесообразности каждого принятого решения, экономической эффективности. Объем проектной части составляет до 50 страниц.
Завершается пояснительная записка краткими выводами (3–5 страниц), в которых приводится обобщенная характеристика выполненной работы, данные о преимуществах предлагаемых решений и возможности реализации их на практике.
Обязательной частью дипломного проекта являются графические материалы (чертежи, схемы и т.п.). В наглядной форме они должны иллюстрировать все основные выводы и предложения дипломника.
2 Comments
[…] Подготовьте каждый билет с вопросами, каждый на отдельной странице. Берите их собой, учите в […]
[…] 4. Когда просят переделать или доделать чужую работу. […]