Антиплагиат, я тебе не рад).
25 сентября, 2023Основные требования к реферату
26 сентября, 2023Особенности раскрытия основной части курсовой работы
Работая над основной частью, необходимо помнить, что курсовое исследование представляет собой сложную композиционно-стилистическую организацию, обработанную в соответствии с требованиями письменной научной речи и обладающую завершенностью, целенаправленностью и прагматической установкой. Целенаправленность и прагматическая установка, обеспечивающие целостность и связность курсовой работы, проявляются, прежде всего, в использовании различных форм изложения информации – своей и чужой.
Обзор литературных источников, осмысление и анализ различных подходов к исследуемой проблеме предполагают употребление различных вариантов изложения. Язык современной науки, стремясь к лаконичности и четкости, сформировал определенные формулы (клише), используемые для передачи тех или иных смысловых компонентов текста.
Важным приемом при использовании прямой и косвенной речи является выбор слов, «вводящих» чужую информацию в текст. При этом могут использоваться как нейтральные глаголы (в настоящем или прошедшем времени): писал, говорил, отмечал, сообщал, свидетельствовал, указывает, подтверждает, замечает, фиксирует, концентрирует внимание, – так и конструкции, отражающие ту или иную оценку автором курсовой работы приводимой информации: справедливо отмечено, небезынтересной является мысль, как точно указал… и т.д. (см. выше: табл. 2). Использование оценочных суждений в гораздо более выгодном свете представляет автора курсовой работы, т.к. отражает его аналитические способности.
К косвенной речи близок пересказ чужого высказывания с отсылкой к источнику информации в форме вводных конструкций. Например: По мнению Л.Г. Гусляковой в настоящее время отсутствует общепринятая модель построения и изложения теории социальной работы.
В ходе изложения чужой информации возникает необходимость пояснения какого-либо утверждения, термина или понятия, а также указания на источник. Для этого применяются различные виды сносок.
- Сноски с использованием подстрочника, в котором указываются автор, название, выходные данные книги, а также страница. Например: «Деятельность имеет три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную»[1]. Подобным образом можно оформлять пояснения какого-либо термина или отсылку к работам, более подробно освещающим тот или иной вопрос. Например: Одним из результатов семейного воспитания является усвоение ребенком той или иной гендерной роли[2]. При этом может применяться постраничная или сплошная нумерация.
- Сноски с использованием квадратных скобок. Данный вид сносок отсылает читателя к списку литературы и с помощью цифр указывает номер источника в списке литературы (первая цифра) и страницу (вторая цифра) – [5, с. 98]. Подобные сноски в различных случаях оформляются по-разному, например:
а). В случае прямого цитирования конкретного предложения, фразы, высказывания и т.п., содержащихся в источнике: [6, с. 72];
б). При перечислении нескольких источников: [6; 10; 12; 21], а также [5, с. 39; 10, с. 12; 15, с. 6];
в). Когда приводится некая идея, мысль и т.п., характеризующая позицию того или иного автора, но без цитирования: [См.: 7, с. 21–22];
г). В случае цитирования какого-либо автора, когда цитируемая мысль изложена в работе другого автора (учебнике, учебном пособии и т.п.): [Цит. по: 9, с. 80];
Традиционная форма научного текста предполагает максимальную отстраненность изложения от личности автора. Это достигается путем подачи собственно авторской информации с помощью различных синтаксических конструкций, придающих тексту большую объективность.
- Использование безличных и неопределенно-личных конструкций с краткими страдательными причастиями придает тексту отстраненность. Например: Было проведено исследование… Или: В результате эксперимента выявлено…
- Ведение изложения от третьего лица сосредоточивает внимание на сообщаемой информации: Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. При этом следует учитывать, что подобное изложение может быть авторизовано за счет включения таких слов, как следует подчеркнуть, необходимо заметить и др.
- Использование в тексте формы первого лица придает информации элемент достоверности и в то же время подчеркивает субъективность изложения или оценки. Для минимизации эффекта субъективности в современных научных текстах практически не употребляются глаголы и местоимения в форме первого лица единственного числа. Вместо них используются конструкции во множественном числе (например, мы полагаем, по нашему мнению, нам представляется) либо личное местоимение вообще опускается, что акцентирует внимание непосредственно на действии (предполагаем, отмечаем тот факт…, в приведенном отрывке обращаем внимание на….).
В любой научной работе (и в курсовой, в частности), как правило, наблюдаются чередование и разнообразные комбинации форм изложения, причем одна является организующей, играющей роль рамки, а другие носят подчинительный характер. Использование подобных форм, с одной стороны, соответствует неписаным требованиям академического этикета: создает впечатление, что автор выступает как представитель ученого сообщества, определенной научной школы, направления. С другой стороны, это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве.
Учитывая, что в основе исследовательской деятельности лежат такие общие методы научного познания как анализ, синтез, сравнение, обобщение, в курсовой работе должны быть отражены результаты применения этих методов.
Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов, явлений на составляющие части, выделение в них отдельных признаков. Например: Проведенное наблюдение позволило выделить следующие характерные признаки данного явления:<…>
Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Например: Данные аспекты позволяют рассматривать анализируемое явление как <…>
Сравнение – установление сходства или различия предметов по главным или второстепенным признакам. Например: Как все живое, человек органично принадлежит природе Земли и Космосу.
Обобщение – объединение отдельных предметов в некотором понятии. Например: конкретный человек, семья, население территории, производственный коллектив, службы, сообщества, сферы образования, здравоохранения, благотворительные организации являются объектами деятельности социального работника..
Часто при сборе первичных данных используют следующие методы: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов.
Анкетирование – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов.
Интервьюирование – способ получения информации с помощью устного опроса.
Наблюдение – метод сбора информации, при котором проводится непосредственная регистрация происходящих событий.
Анализ документов – качественно-количественное исследование документов.
Интеллектуальный характер научного познания обусловливает такую важную особенность изложения, как логичность. Она выражается в предварительном продумывании сообщения, в монологическом характере и строгой последовательности изложения. При этом важно помнить, что существуют различные приемы подачи материала: дедукция, индукция, аналогия.
Дедукция – от общих положений к частным фактам.
Индукция – от частного (анализ фактов, примеров) к общему выводу.
Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету (явлению) определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом (явлением).
[1] Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – С. 26.
[2] Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. (См.: Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002. – С. 50).
Анализ диссертации, рецензия, отзыв.
Дипломная работа (проект) не что иное
Купить дипломную, курсовую и прочую работу?
Как подготовиться к сессии в короткие сроки. Рекомендации для тех, кто мало посещает занятия.